Меню

Рубрика: Год культурного наследия в Богородском округе

13 января в 15:35Обновлено 13 января в 15:36 Просмотров: 10

2021 год в Богородском городском округе объявлен годом культурного наследия. На территории муниципалитета будет проводиться множество интересных мероприятий и событий, посвященных этой теме.

Депутат Московской областной Думы и основатель Военно-технического музея Вячеслав Фомичёв будет делиться информацией о наиболее популярных и значимых экспонатах, представленных в музее.

В первом выпуске мы расскажем о советском представительском легковом автомобиле большого класса под названием ГАЗ-13 «Чайка».

Дата 16 января в истории отечественного автомобилестроения считается днем рождения данного транспортного средства. Именно в этот день в 1959 году на Горьковском автомобильном заводе была собрана партия первых серийных лимузинов для высшего руководства страны. Выпуск автомобиля прекратится только в 1981 году.

Но история автомобиля началась в середине 50-х. Морально устаревший автопарк гаража особого назначения уже не мог соответствовать уровню европейских и американских автомобилей представительского класса. Даже щеголеватый правительственный ЗИМ проигрывал современным аналогам и по дизайну, и по техническим характеристикам. Конструкторы и инженеры начали работу буквально с чистого листа. Кстати, с названием автомобиля тогда же определились. Согласно легенде, рассуждения горьковчан были такими: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: «Волга», а над ней — «Чайка».

И «Чайка» получилась! Она стала революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. Двигатель — V-образная «восьмерка», спроектирована специально для этого автомобиля. Говорят, инженеры при его разработке вдохновлялись идеями «крайслеровского» V8. Но даже если так, значительное количество решений оказались революционными для того времени, а алюминиевый сплав, использованный для изготовления деталей двигателя, позволил снизить вес машины.

Триумфом «Чайки», еще до даты официального рождения, стало участие в Международной выставке в Брюсселе в 1958 году. А на следующий год на выставку машина поедет в Нью-Йорк.

Опровергая суеверие «чертовой дюжины» в собственном названии, «Чайка» прожила долгую и счастливую жизнь. Практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства! Она была и статусным подарком, словно Звезда Героя. Ею награждали Михаила Шолохова, Юрия Гагарина, Валентину Терешкову и Галину Уланову...Была «Чайка» у Пимена, у Фиделя Кастро. Есть она и у Военно-технического музея. Именно там вам расскажут подлинную историю создания автомобиля и еще тысячи секретов реставрации уникального авто.

Вячеслав Фомичев