Меню

Проект «Академия роботов» ногинчанина Даниила Сергеева удостоен премии губернатора «Наше Подмосковье‑2018»

17 октября 2018 в 13:00 Просмотров: 0

Проекты: маленькие и большие

Увлечение ногичанина Даниила Сергеева конструированием началось еще в детском саду. Возиться с планочками, болтиками, шайбочками, колесиками и гаечными ключами было его любимым занятием. Из простого металлического конструктора отечественного производства, который долгие годы оставался его главной игрушкой, он собирал всё – от маленьких стульчиков до больших машинок, кранов и самолетов. «Помню, как бежал после уроков в предвкушении, что дома меня ждет очередной «глобальный» проект», — вспоминает Даниил.

Потом был МГТУ имени Баумана, где Даниил принимал участие в проекте, связанном с программированием микропроцессорных систем. Полученный во время работы над проектом опыт и привел его к мысли о создании секции робототехники для детей, где начиная с шестилетнего возраста, мальчишки и девчонки могли бы собирать разные устройства из конструкторов и программировать их на выполнение определённых действий. Найти единомышленников в среде студентов ведущего технического вуза оказалось нетрудно. И вот четыре года спустя Даниил Сергеев —  руководитель сети клубов робототехники «Академия роботов» с десятками действующих площадок по всему восточному Подмосковью.

От лошадок до марсоходов

Развитие искусственного интеллекта и тотальная автоматизация уже совсем скоро приведут к тому, что многие профессии будут не нужны. Везде, где машина может заменить человека, она его заменит. Самыми востребованными специалистами станут те, кто будут создавать и программировать эти машины. Открывая детские секции роботехники, Даниил надеялся, что его начинания найдут поддержку на всех уровнях власти. И не ошибся.

— В кружках, которые работают на базе городских школ, занимаются дети от 6 до 14 лет, — рассказывает предприниматель. – Любое занятие строится по принципу теория – сборка-программирование. К примеру, первоклашки изучают лошадку (тема из «окружающего мира»). Сначала преподаватель рассказывает что-то интересное об этом животном, затем дети под его руководством из программируемого конструктора собирают его, уяснив, какие механизмы приводят сборку в движение. Наконец, собранную лошадку программируют на то, чтобы она прыгала с определённой скоростью. Дети постарше делают уже что-то посложнее – например, машины, марсоходы и т.д. Кстати, на премии «Наше Подмосковье» в этом году я презентовал созданное нашими воспитанниками устройство, – за одну минуту собирающее кубик Рубика из любого состояния. Бывает, мы даём ребятам такие задания: сделать робота, который соберет накиданный на поле мусор в определённый угол. В рамках проектной деятельности дети работают над роботами, которые могут быть использованы в быту, в промышленности, в производстве.

Воспитанники  «Академии роботов» участвуют в городских, областных и всероссийских соревнованиях, демонстрируя хорошие результаты. Например, в прошлом году ребята побывали на Кубке губернатора по робототехнике, где заняли призовые места. Ежегодно в Электростали проходит фестиваль «RoboSense», в котором «Академия роботов» выступает не только участником, но и организатором соревнования. Тех, кто отлично себя проявляет, переводят на бесплатное обучение и стимулируют подарками.

— Если у ребёнка дома нет компьютера, но он стремится к знаниям и у него есть для этого потенциал, — говорит Даниил, — он может прийти к нам на занятия, проявить себя на соревнованиях, и этот компьютер у него появится.

Зачем нужна робототехника?

Польза от занятий робототехникой в школе очевидна – помогает развивать логическое и системное мышление, творческие способности. Кроме того, ребёнок совершенно по-другому начинает воспринимать школьные уроки математики, физики и других точных наук. Ведь отныне для него это не просто формулы и наборы цифр, теперь он знает, как применять их в жизни.

— Если в выходные ребёнок был на кружке робототехники, то когда он в понедельник  придёт в школу, у него не возникнет вопрос «зачем мне квадратные уравнения» или «зачем мне эта физика». Он будет знать, что уравнения ему нужны для того, чтобы рассчитать, по какой траектории будет двигаться робот, а физика – для того, чтобы привести в действие его механизмы.

Молодые и продвинутые

К вопросу отбора кандидатов на должности преподавателей Даниил Сергеев подходит очень серьёзно.

— В основном, это успешные выпускники и студенты технических вузов. Да, мы выбираем преимущественно молодёжь, ведь у молодых ещё свежи знания и они не успели устать от преподавательской деятельности, а значит, шансов заинтересовать, зажечь, увлечь детей у них, на мой взгляд, больше. Но помимо технической грамотности, они обязательно должны ладить с детьми и уметь объяснять сложные вещи простыми словами. Самый распространённый вопрос, который я задаю кандидатам на собеседовании: «Расскажи, как ты объяснишь 6-летнему ребенку, что такое электричество». Ответы могут быть, например, такими: «Электричество — это когда много электрончиков бегут по трубам, и своей энергией заряжают лампочку, отчего она начинает светиться». Я всегда ставлю себя на место малыша в этом случае, и от того, насколько ему будет понятно и интересно такое объяснение, принимаю решение относительно кандидата.

Сначала кружок, потом ЦМИТ, затем вуз

И что же дальше, спросите вы? Каковы дальнейшие перспективы таких занятий?

— Понятно, что на базе детского конструктора в школьном кружке мы не достигнем каких-то производственных мощностей и мир не изменим, но интерес у ребёнка зародим, — подчеркивает Даниил. — Если у него сформируется вектор развития, и он поймёт, что хочет развиваться в техническом направлении, мы и дальше будем поддерживать его и «поведём» вплоть до института. Ведь в рамках нашего проекта мы реализуем не только школьные кружки робототехники, но и открываем центры молодёжного инновационного творчества в Подмосковье, на каждый из которых Правительство Московской области выделяет нам 7 миллионов рублей. ЦМИТы – это здания, оснащенные оборудованием последнего поколения: фрезерными и токарными станками с ЧПУ, лазерными станками, 3D сканерами и 3D принтерами и т. д. Здесь ребята, обладающие инженерной мыслью, при поддержке наставников абсолютно бесплатно могут воплотить в жизнь свои проекты. Более того, если проекты действительно стоящие, есть возможность реализовать их в сотрудничестве, например, с торгово-промышленными палатами или предприятиями промышленности муниципалитетов и получить за разработку деньги. Я уже не говорю о том, что старшеклассники – создатели перспективных проектов имеют преференции при поступлении в высшие учебные заведения.

Актуальность вопроса «Что даёт нам изучение строения и управления роботами?» остро встанет лет через 50, когда вычислительная мощность компьютеров превзойдёт возможности человеческого мозга. Уже сейчас техника окружает нас повсюду. Понимать человеко-машинный интерфейс — значит контролировать машины. Специалисты уверены, что нашим детям надо закладывать основы взаимодействия человек-компьютер-робот уже сейчас, потом восполнять пробелы будет значительно труднее.